Уважаемая Светлана Николаевна!
Да, конечно, мне не составит труда делать пометки карандашом. Постараюсь не забыть о Вашей просьбе, т.к.привыкла работать красной ручкой.
В Вашей последовательности фонетического разбора есть здравый смысл.
Отвечаю на Ваши вопросы: транскрипция - запись звуками - то, как мы слово первоначально воспринимаем на слух (прочитали в учебнике, повторили в темпе вслух, не глядя на запись, послушали - услышали звуки - записали, что мы слышим, тут же поставили ударение). В том упражнении, с которого мы начали тренировку характеристики звуков это было первоначальное задание (записать транскрипцию) - поэтому оно шло первым пунктом. Далее шёл собственно сам фонетический разбор по пунктам:
1. Графическое изображение - последовательность букв по определённым правилам (как мы пишем слово орфографически)
2. Делим слово по слогам (в написанном слове, отделяя слоги друг от друга простым карандашом) КаIранIдаш - 3 слога
3. Ставим ударение над ударной гласной в 3-ем слоге.
4. Рисуем схему слова, выделяя звуки цветами. Над звонкими рисуем "бубенчик" или "колокольчик".
5. Записываем построчно буква - звук, который она обозначает (транскрипция) - характеристику звука.
В записи "твёрдый парный [к'] глухой парный [г] согласный звук" последовательность грамотная при произнесении в устной речи, но согласна, что логичнее сначала определить, что это за "фрукт", а потом давать соответствующую характеристику:
к-[к] - согл., твёрд.парн. [к'], глух. парн. [г]
6. Подводим черту, записываем количество букв и звуков.
Согласный - т.к. есть преграда, способность назвать "противоположную" пару - достаточна для объяснения твёрдости, глухой - голос не участвует, нет характерной вибрации в горле (можно приложить ладонь). На уроке нет времени постоянно проговаривать досконально все тонкости фонетической теории. Но для понимания важно знать, что
-при произнесении гласных выдыхаемые воздух не имеет преград ( которыми могут выступать губы, зубы, язык, нёбо)
- гласные бывают ударными (тянутся при произнесении чуть дольше остальных гласных в слове, чувствуется акцент, для определения ударного гласного необходимо по очереди протянуть первый слог в слове, остальные произнести коротко. Далее второй нарочито долго, остальные при этом коротко и т.д.пока не выяснится, в каком слоге ударный гласный звук)
- гласные можно "пропеть" (это второстепенный признак гласного). Первостепенный всё-таки отсутствие преграды, т.к. сонорные согласные тоже можно "пропеть"
- При произнесении согласных выдыхаемый воздух встречает преграду на своём пути.
- согласные твёрдые и мягкие определяют по характеру звучания. Чаще всего, при произнесении мягких звуков губы растягиваются, как бы приготавливаясь к улыбке (это может быть в помощь тем, кому проблематично определять характеристику на слух)
- согласные звонкие и глухие характеризуются наличием или отсутствием голоса (голосовые связки явно вибрируют при произнесении звонких согласных - это можно почувствовать, приложив ладошку к гортани), при произнесении глухих согласных слышим шум, но "голос" как бы "отдыхает".
- важно запомнить непарные по твёрдости-мягкости, по звонкости-глухости согласные звуки.
-необходимо выучить роль йотированных гласных, а также гласного [и], роль мягкого и твёрдого знаков.
На уроках мы стараемся отрабатывать доказательное проговаривание примеров по цепочке.
Спасибо! Вносите свои предложения, постараемся дойти до истины и повысить эффективность учебного процесса совместными усилиями!