Уважаемые родители!
Выкладываю обещанный рекомендуемый список лит-ры для летнего чтения, задание по лит.чтению с комментариями.
Написала сплошным текстом в виде сообщения и в приложенном файле (на случай, если у кого-то будут проблемы со скачиванием файла).
I. В качестве предисловия:
Данный список не обязателен для прочтения, но имеет рекомендательный характер для прочтения учениками 3-5 классов. Возможно, какие-то произведения Ваш ребёнок уже читал, или Вы хотели бы прочесть книги, которых нет в этом списке (кстати, думаю, все будут рады рекомендациям, поэтому не стесняйтесь выкладывать на форум авторов и названия произведений, которые наиболее понравились нашим детям).
Итак, можно придерживаться списка, можно читать книги на своё усмотрение, но чтение книг — то обязательное, которое должно иметь место в режиме дня школьника, да и любого думающего и развивающегося человека.
Ведение читательского дневника (дата — автор «Название произведения» (не обязательно повторять каждый день, если ребёнок продолжает читать эту же книгу) — количество прочитанных стр. в день (не включая картинки на весь лист) — комментарии или рисунки (по желанию)) обязательно. Вести дневник должен ученик. Заранее разлинуйте тетрадь, это может быть тетрадь формата А4 или папочка с листами А4 в виде напечатанной таблицы, которую вручную заполняет ребёнок. Записи должны быть аккуратными, кавычки прописными, а не печатными, то есть не в виде «ёлочки», а в виде „немецких лапок“ или „польских кавычек”. Средний объём прочтения за 1 день — 20 стр., в среднем проведённое время за чтением книг — 40 мин. (но не менее 20 минут в день). Желательно читать как про себя, так и вслух, с выражением, желательно с некоторой долей артистизма.
По одной из наиболее понравившихся книг нужно написать отзыв (план см.ниже).
II. Собственно рекомендуемый список для детей нашего возраста (можно посмотреть др.рекомендации в сети Интернет или последовать рекомендациям родных/друзей/знакомых):
0. Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц».
1. Басни И. А. Крылова.
2. В. А. Жуковский «Спящая царевна», «Кубок».
3. А. С. Пушкин. Стихотворения. Сказки.
4. А. Погорельский «Черная курица».
5. М. Ю. Лермонтов «Бородино»
6. Н. В. Гоголь «Заколдованное место»
7. Н. А. Некрасов «На Волге», «Мороз, Красный нос», «Крестьянские дети».
8. И. С. Тургенев «Муму».
9. Л. Н. Толстой «Кавказский пленник».
10. А. П. Чехов. Рассказы.
11. В. Г. Короленко «В дурном обществе».
12. П. П. Бажов «Медной горы хозяйка».
13. С. Я. Маршак «Двенадцать месяцев».
14. В. П. Астафьев «Васюткино озеро»
15. А. Т. Твардовский «Рассказ танкиста».
16. Саша Черный «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон»
17. Р. Л. Стивенсон «Вересковый мед».
18. Д. Дефо «Робинзон Крузо».
19. Х. К. Андерсен «Снежная королева» и другие сказки.
20. Марк Твен «Приключения Тома Сойера»
21. Дж. Лондон «Сказание о Кише»
22. Русские поэты. Ф. И. Тютчев, А. Н.Плещеев, И. С. Никитин, А. Н. Майков, И. З. Суриков и др.
23. Осеева В. Динка.
24. Толкиен Дж. Р. Хоббит, или Туда и обратно (можно на английском по методу Ильи Франка, с переводом).
25. Трэверс П. Мэри Поппинс (также можно на англ.яз.).
26. Бернет Ф. Маленький лорд Фаунтлерой. Маленькая принцесса, или Приключения Сары Крю.
27. Чарская Л. Записки гимназистки. Княжна Джаваха.
28. Свифт Д. Путешествия Гулливера.
29. Чуковский К. Серебряный герб.
30. Льюис К. Конь и его мальчик. Принц Каспиан.
31. Лагин Л.И. Старик Хоттабыч.
32. Прокофьева С.Л. Ученик волшебника.
33. Фарджон Э. Сказки.
34. Куприн А.И. Белый пудель.
35. Акимушкин И.И. Чудеса природы.
36. Различные энциклопедии, познавательные журналы и т.д.
Ещё нашла список современных книг с хорошими отзывами, которые увлекательны и актуальны для современных детей:
- Андерс Якобссон, Серен Ульссон «Дневник Берта»
(в книге смешно рассказывается об одиннадцатилетнем Берте, который описывает в дневнике свои проблемы и переживания)
- Стивен и Люси Хокинг «Джордж и тайны вселенной» (и продолжения)
(книга о мальчике Джордже и его друзьях, которые с помощью суперкомпьютера познают тайны космоса, в ней написано легко и просто о сложных темах)
- Тимо Парвела «Элла в первом классе» (и продолжение)
(Элла и её друзья на каждой странице попадают в смешные ситуации, читая её невозможно удержаться от смеха)
- Клаус Хагерюп «Маркус и Диана» (и продолжения)
(Маркус – стеснительный подросток, который постоянно влюбляется и попадает в сложные, неловкие ситуации)
- Мари-Од Мюрай «Oh, boy!»
(более серьёзная книга об отношениях абсолютно непохожих друг на друга людей, которых судьба столкнула вместе, чтобы спасти друг друга в сложном для них периоде жизни)
- Кэтрин Патерсон «Великолепная Гилли Хопкинс»
(повесть о трудной девочке, которая внешне драчунья, обманщица, воровка, а внутри – ранимая, добрая, мечтающая о Доме, в котором её будут по-настоящему любить)
- Теренс Блэкер «Спорим это мальчик»
(главный герой вынужден перейти в новую школу под видом девчонки, где он постоянно попадает в трудные и одновременно смешные ситуации)
- Жаклин Уилсон – все книги (лёгкое чтение для девочек)
(её книги жизнеутверждающие, современные, рассказывающие о девочках-подростках, об их проблемах и способах решения)
- Карен Арутюнянц «Я плюс все»
(книга о жизни одиннадцатилетнего Гоши, полной ярких событий)
- Андрей Жвалевский, Евгения Пастернак «Время всегда хорошее»
(Оля – девочка из будущего попадает в прошлое, Витя – мальчик из прошлого, попадает в её время, поначалу им всё кажется ужасным и непонятным, но они со всем справятся и поймут, что время всегда хорошее)
- Валерий Воскобойников «Всё будет в порядке»
(светлая, смешная книга о мальчике Володе и его друзьях, о радостях, проблемах и приключениях, которые происходят с ними и вокруг них)
- Станислав Востоков «Ветер делают деревья»
(очень смешная книга о шестилетних детях, которые размышляют о смысле бытия, о сложении стихов по методу китайских поэтов-монахов и о том, для чего в манную кашу добавляют комки…)
- Жвалевский, Мытько "Здесь вам не причинят никакого вреда"
(очень смешная книга, радует каждой своей страницей. Не рекомендуется читать в метро (возможны вспышки необуздывающегося смеха)
III. Отзыв о наиболее понравившейся книге должен быть составлен по следующему плану:
1. Автор книги.
2. Название книги.
3. Вступление, в котором кратко описываются время и место действия книги; перечисляются главные герои с кратким пояснением, кто они, для наиболее ярких персонажей/яркого персонажа (главных действующих лиц/главного героя) дать более подробное описание внешности, характера, поступков.
4. Краткий пересказ основных событий (сюжет) с выделением самого захватывающего момента книги («кульминацией в произведении является эпизод, в котором...»).
5. Чему научила тебя эта книга? О чем заставила тебя задуматься? Почему ты бы порекомендовал её одноклассникам/ родителям/ учителю?
И напоследок для тех, кому сложно усадить ребёнка за чтение книги (рекомендации психолога):
Выражение «Насильно мил не будешь» можно отнести и к литературе. Если ребенок противится чтению, не стоит ругать его, ставить в пример ему других детей, которые читают дни напролет, или вспоминать, как сильно вы в детстве любили книги. Лучше ненавязчиво продемонстрируйте ему свою нынешнюю любовь к чтению и позвольте себе ежедневно проводить некоторое время с книгами.
Не нужно устанавливать для ребенка каких-либо «нормативов»: читать пять или десять страниц в день. Будьте хитрее. Прикиньте про себя, какой объем текста он ежедневно должен прочитывать, чтобы успеть охватить за лето весь список литературы, но не говорите ему об этом. Дайте школьнику возможность выбора: «Почитай мне чуть-чуть, сколько захочешь». Возможно, один раз он прочтет две страницы, а в другой - увлечется и не заметит, как осилил целую главу. Если вы видите, что ребенок быстро устает, не настаивайте на продолжении, но договоритесь, что позже он почитает вам еще немного. Таким образом, объем прочитанного будет зависеть от количества «подходов» к книге.
Вышесказанное не отменяет известного правила: «Ни дня без строчки!» Один из главных способов сделать чтение частью жизни ребенка - превратить его в ритуал, привычку. Так же, как не вызывает лишних вопросов необходимость чистить зубы, чтение перестанет восприниматься как помеха более интересным занятиям, если ребенок привыкнет читать перед сном или пока мама готовит ужин.
Если школьник научился бегло читать, это не значит, что вам следует прекратить сеансы семейного чтения вслух. Наоборот, чем чаще вы читаете друг другу, тем интереснее это занятие становится для ребенка, тем больше положительных эмоций он получает от общения с книгой. Кроме того, слушая какое-либо произведение и участвуя в обсуждении прочитанного, школьник усваивает принципы построения литературного произведения, учится различать разные стили и понимать логические закономерности развития сюжета. Все эти навыки и знания помогут ему воспринять самостоятельно прочитанные книги.
Читая вслух для детей, по-разному озвучивайте героев книги, будьте смешными, делайте интригующие паузы. Чем больше вы входите «в роль», тем интереснее ребятам будет следить за сюжетом. При самостоятельном чтении им наверняка захочется устроить подобное «шоу» для родителей.
Используйте моменты, когда вы видите, что ребенку скучно и он не знает, чем заняться. Например, вы можете предложить ему почитать книжку, пока не начнется фильм или пока за ним не зайдут друзья.
Ни один школьник не захочет в каникулы сидеть за каким-либо подобием парты. Создайте антураж вальяжности и праздности: разрешите ребенку забраться с ногами на диван, и не только с книгой, но и с яблоком. Такое вкусное и приятное чтение уже не будет ассоциироваться только с учебой, а превратится в один из вариантов досуга.
Не нужно строго следовать школьной программе. Значительная часть литературы, предназначенной для летнего чтения, носит факультативный характер, а обязательные произведения ребенку все равно придется перечитывать в течение учебного года. Предоставьте детям пра¬во выбора книг. Если школьнику не нравится рассказ, повесть или пьеса, которые ему приходится читать, попросите его придумать замену. Возможно, это окажется «Гарри Поттер», а не «Гроза» Островского. Тем не менее, любая самостоятельно и с удовольствием прочитанная ребенком книга пойдет ему на пользу. Предлагайте детям читать книги, по сюжетам которых они уже посмотрели фильм. Многие ребята с энтузиазмом возьмутся за «Приключения Электроника» или «Властелина колец», узнав, что большая часть приключений не вошла в киноверсию.
Ходите с ребенком в книжные магазины, но преподносите это так, будто идете туда за книгой для себя. Дети - известные «попрошайки» и, увидев обилие книг в ярких обложках, обязательно начнут просить что-нибудь купить. Можно выразить сомнение в том, что ребенок дочитает эту книгу до конца, послушать его уговоры, а потом «нехотя» согласиться, взяв с ребенка обещание читать эту книжку каждый день. Возможно, у школьника и не хватит силы воли, чтобы выполнить обещание, но на какое-то время возникнет сильная мотивация к чтению.
Следуя этим рекомендациям, не настраивайтесь на быстрый результат. Отношение к книгам, чтению и к литературе в целом – часть мировоззрения любого человека. А мировоззрение и дрессура несовместимы. Рано или поздно количество обязательно перейдет в качество, и ребенок сможет осознать, какой литературный жанр ему больше нравится, какие герои близки ему по духу, а какие вызывают неприязнь. Только научившись соотносить прочитанное со своим опытом, школьник начнет воспринимать чтение как важную часть своей жизни.
Читайте с удовольствием!
P.S. Др.рекомендации по подготовке к обучению в 4-м кл., а также проектн.деят-ти, участию в олимпиадах и правила оформления тетр. и работ см.в след.постах.